© PHILIPPE HUGUEN / AFP
Поиски рупора пропаганды на французских выборах увенчались успехом. Решение издания Libération прямым текстом посоветовать своим читателям голосовать за Эммануэля Макрона — не что иное, как вопиющий акт беспардонного манипулирования.

Очередные выборы, очередной виток истерии вокруг «российского вмешательства». Если так пойдёт и дальше, найти предвыборную кампанию, во влиянии на которую не обвинили бы Москву, можно будет только в странах тропической Африки.

На этот раз в центре внимания оказались электронные письма штаба Макрона. Те же люди, которые постоянно предупреждают нас о коварных, изощрённых, ловких и искусных приёмах Кремля, твёрдо убеждены, что за пятничной утечкой может стоять только Путин.

Однако явных следов причастности гения манипуляции вмешательство не имеет и скорее походит на неуклюжую попытку неопытного дилетанта, предпринятую слишком поздно, чтобы каким-либо существенным образом повлиять на исход голосования. А значит, либо российские спецслужбы серьёзно напортачили, либо за утечкой стоят другие заинтересованные силы. Например, внешние игроки, которые всеми правдами и неправдами мутят воду, чтобы не дать Макрону выстроить отношения с Москвой.

Подобное мы уже наблюдали в случае с Дональдом Трампом. С момента его вступления в должность прошло уже почти четыре месяца, а в американском дискурсе по-прежнему царит отчаянная истерия, не позволяющая двум самым могущественным людям в мире даже назначить дату первой встречи.

Всё чудесатее и чудесатее!

Нас убеждают, что в надежде на чудо Путин в последнюю минуту предпринял отчаянную попытку усадить в кресло президента Франции Марин Ле Пен. Подобное предположение кажется особенно невероятным хотя бы в свете следующих фактов: во-первых, согласно опросам, Макрон набирал 60% голосов против 40%. Во-вторых, утечка произошла перед самым «днём тишины». То есть журналистам при всём желании не удалось бы подробно рассказать о ней своим слушателям, зрителям и читателям.

Ле Пен даже не успела бы воспользоваться опубликованными материалами, чтобы нанести своему неопытному противнику сокрушительный удар на дебатах.

Предвыборная гонка ознаменовалась в том числе попытками выставить российские СМИ, в частности RT, агентами Ле Пен. Но даже Бен Ниммо, сотрудник натовского аналитического центра Atlantic Council, не смог найти этому каких-либо доказательств. Он пришёл к выводу, что «в значительной степени подача информации RT France сбалансирована: ресурс склонен сообщать о критике в адрес Макрона, но, по меньшей мере, говорил о позиции кандидата, пусть зачастую и кратко».

Однако в минувшие выходные французская газета Libération бесцеремонно вмешалась в ход выборов — возможно, и не преступив закон, но определённо очернив дух предшествующего голосованию «дня тишины». Когда-то Libération была священным писанием таких радикальных марксистов, как Жан-Поль Сартр и Серж Жюли, теперь же она превращается в невыразительное левоцентристское издание.

В субботу, 6 мая, передовицу Libération украсил следующий заголовок: Faites Ce Que Vous Voulez Mais Votez Macron, что в переводе означает: «Делайте, что хотите, но голосуйте за Макрона». Таким образом газета чётко обозначила свою позицию и открыто призвала читателей отдать голос за определённого кандидата. И всё это в день, предназначенный для размышлений.

В двухстраничном тексте статьи Libération подняла ставки ещё выше, постаравшись втолковать своей аудитории, что лишь Макрон является приемлемым кандидатом в президенты. Подобное поведение достойно определения «рупор пропаганды», как сказал бы Джон Керри. А всего двумя неделями ранее это же издание призывало не голосовать за Ле Пен и кандидата от партии «Республиканцы» Франсуа Фийона, впоследствии выбывшего из президентской гонки.

Проходите мимо

Наибольшее удивление вызывала тишина в социальных сетях. Известные журналисты, которые чуть что первыми поднимают шум в Twitter, либо временно потеряли доступ к своим учётным записям, либо молчаливо одобрили действия Libération. С другой стороны, многие обычные пользователи осудили публикацию. При этом можно только представить, как негодовали бы либералы, если бы две недели назад такой же трюк, только по отношению к правоцентристу Фийону, проделала бы, скажем, газета Le Figaro.

И не дай бог, французская редакция RT призналась бы в симпатии к Ле Пен с её очевидно дружественной по отношению к Москве платформой! А уж какая истерия началась бы, посоветуй русскоязычный RT своей огромной аудитории проигнорировать кандидатуру Алексея Навального и поддержать на грядущих президентских выборах Владимира Путина.

Также встаёт вопрос, почему Libération поставила на карту свою репутацию (или то, что от неё осталось) ради подобного запоздалого реверанса в сторону Макрона. Франкофилы могут вспомнить, какой сильнейший резонанс вызвала в 2005 году покупка Эдуардом де Ротшильдом контрольного пакета акций издания. И негодование только усилилось после того, как банкир вытеснил из газеты блестящего молодого директора Луи Дрейфуса и её знаменитого сооснователя Сержа Жюли. Всего после перехода Libération в руки Ротшильда оттуда было уволено примерно 150 журналистов.

Помимо того, что Эдуард де Ротшильд питал амбиции стать газетным магнатом, он долгие годы возглавлял основанный в 1980-х банк Rothschild & Cie. А как известно, в 2008 году высокооплачиваемую должность в этом учреждении занял некто Эммануэль Макрон. Стало быть, газета Ротшильда поддерживает кандидатуру бывшего банкира того же самого Ротшильда. Только представьте себе! «Воссоединись, Франция», не иначе.